IVR (англ. Interactive Voice Response), интерактивное голосовое меню — система предварительно записанных голосовых сообщений, выполняющая функцию маршрутизации звонков внутри Call-центра или УПАТС с использованием команд, вводимых на клавиатуре телефона с помощью тонального набора. IVR — система интерактивного голосового взаимодействия, позволяющая абоненту, используя специальное речевое меню посредством нажатия клавиш в тоновом режиме (либо технологии распознавания речи), получить доступ к интересующей его информации. IVR используется для маршрутизации телефонных вызовов внутри Call-центра, Контакт-центра, Облачной CRM или Виртуальной АТС обеспечивая рациональную загрузку операторов в соответствии с их специализацией.
Интерактивное голосовое меню (IVR, Interactive Voice Response) предоставляет множество возможностей по работе с клиентами. Контактные адреса, схема проезда, новости — все это должно присутствовать в голосовом меню Call-центра любой компании, круглосуточная доступность информации — признак клиентоориентированности.
Сегодня трудно представить Контакт-центр без телефонных голосовых сервисов, объединенных в упорядоченную структуру. По данным исследования Forrester, 72% потребителей предпочитают решать возникающие проблемы при помощи сервисов самообслуживания, а не напрямую общаясь с оператором или переписываясь с ним по электронной почте. Многоуровневые голосовые меню позволяют создать «виртуального электронного секретаря», решающего массу вопросов посредством интерактивной навигации. Любой человек, позвонивший в компанию, может ознакомиться с товарами и услугами, получить рекламную информацию; при необходимости он может выйти на нужного ему специалиста — оформить заказ или подать рекламацию.
Обслуживание с использованием «виртуальных сотрудников» не новшество. В России обработку телефонных обращений с помощью автоматизированных систем производят аутсорсинговые контакт-центры операторов связи, банков, авиакомпаний. Реализация проекта по внедрению «виртуального сотрудника» весьма затратна, что делает данное решение доступным только для крупных игроков рынка. Расходы на роботов-автоответчиков, в сравнении с оператором, достигают соотношения 1/5. Однако в ряде запросов робот не сможет дать полную информацию, необходимую клиенту.
В США и Европе около 80% абонентов при соединении с Call-центром выбирают «работу» не с диспетчером, а с автоматическим сервисом IVR – основная причина – сокращение времени обработки запросов за счет отсутствия ожидания ответа «живого» оператора. В России ситуация складывается не так, как в странах Европы и США. Несмотря на то, что большая часть обращений стандартна и решается с применением интерактивного меню IVR, многие абоненты предпочитают услышать живого человека и решить проблему с помощью оператора. Исследования Teleperformance Russia&Ukraine показали, что IVR потенциально снижает качество обслуживания. Сравнение удовлетворенности потребителей от общения с живым человеком и с IVR показало, что только в 7% случаев абонент был доволен обслуживанием IVR.
По результатам исследования, проведенного Teleperformance Russia&Ukraine, наиболее клиентоориентированные компании придерживаются модели живого общения с оператором, но не исключают возможность подключения роботов-автоответчиков при возникновении у абонентов стандартного ряда вопросов. Для клиентов система IVR должна быть полезной – главным образом за счет скорости и точности получения быстрого доступа без ожидания оператора к наиболее точной информации, не искаженной человеческим фактором. В ряде случаев, если проблема достаточно сложная, без участия оператора не обойтись, но стандартные вопросы быстрее решать через IVR. В западных банках IVR обрабатывает до 50% обращений. Полного преобразования живого общения на роботизированное в крупных компаниях в ближайшем будущем не предвидится, наиболее подходящий вариант – комплексное сочетание работы «живых» операторов и автоматизированных систем.
Интерактивное голосовое меню тесно связано с современными телефонными сервисами — IVR, автоответчиком и автоинформатором:
Наиболее передовой технологией является IVR в сочетании с независимым от особенностей голоса абонента распознаванием речи. Это означает, что любой дозвонившийся — мужчина, женщина или ребёнок могут вызывать меню, расширения, абонентов просто голосом. В таких интерактивных голосовых меню действуют модули, распознающие запросы по имени, отчеству и фамилии, названию отдела, произнесению комбинаций цифр, а также и традиционные тональные сигналы (DTMF).
В Call-центр любой организации постоянно поступает огромное количество телефонных обращений. Если Call-центр небольшой, то количества операторов может не хватить, чтобы ответить каждому звонящему, но и огромные Call-центры с большим количеством сотрудников могут оказаться в ситуации нехватки операторов, особенно в пиковые часы. Для решения этой проблемы на помощь приходит автоматика – система интерактивных голосовых меню (IVR). На базе IVR строятся автоматизированные системы, имеющие целью обработать обращение позвонившего абонента без привлечения оператора Call-центра. Современные IVR-технологии позволяют создавать полноценные голосовые порталы. Голосовой портал — высокотехнологичный маркетинговый инструмент, состоящий из комплекса интерактивных сервисов, ориентированных на потребителей товаров и услуг владельца портала.
Посмотрим более детально на необходимость IVR.
Во-первых, внедрение IVR способ снижения нагрузки на секретаря — звонящие самостоятельно выбирают маршрут прохождения их обращения. Простейшее IVR меню выглядит так: «Здравствуйте! Вы позвонили в компанию «Сервис-Коммюникэйшн». Нажмите 1 — если хотите узнать о тарифах и условиях подключения, 2 — если хотите уточнить детали платежей, 3 — узнать о состоянии счета. Если хотите передать факс — просто нажмите СТАРТ на своем факсимильном аппарате. Спасибо!». Представленный пример IVR делит клиентов на две группы:
Тех, кому требуется поддержка: их обращения направляются на одного или более сотрудников отделов технического обслуживания;
Тех, кого интересует приобретение продукции: их вызовы направляются в телефонную очередь sales, где находятся многоканальные телефоны менеджеров по продажам.
Такое простейшее интерактивное меню способно обработать более половины всех поступающих звонков. Остальные звонки попадают на секретаря, который переключает их по назначению.
Во-вторых, IVR — лицо организации. Наличие интерактивного меню считается хорошим корпоративным стилем, оказывает влияние на престиж организации в глазах ее контрагентов.
В-третьих, наличие IVR позволяет обработать входящий звонок в нерабочее время (в вечернее время или по праздникам). IVR может информировать звонящего о графике работы офиса, его расположении, схеме проезда, а также записать голосовое сообщение, которое будет переправлено на электронный адрес менеджера.
В-четвертых, IVR даёт возможность организовать рекламно-информационное обслуживание, которое можно осуществлять как в момент ожидания в очереди, так и по явному выбору клиента. Поводом для создания рекламно-информационного блока может являться:
Выше перечислены основные причины востребованности IVR. Другими являются:
Интерактивное голосовое меню представляет собой ряд записанных сообщений, выполняющий роль маршрутизатора. Звонящий вводит с телефона определённые команды и робот перенаправляет его на необходимый пункт меню или соединяет со специалистами по конкретному вопросу. Грамотное использование голосового меню способно повысить лояльность и повлиять на ускорение роста продаж. Здесь преимущества IVR неоспоримы, повторим их ещё раз:
Просто установить интерактивное голосовое меню недостаточно. Его необходимо правильно настроить, иначе оно не привлечет — оттолкнет клиентов. Недостаточно внимательно подготовленный или сложный сценарий работы IVR-клиенты не дослушают до конца. В результате компания потеряет клиента, и ее продажи не вырастут, а упадут. Среди недостатков «плохого» IVR можно назвать:
Таким образом, внедрение IVR заключается в тщательной проработке множества деталей. Большинство не учитывают этот момент и теряют клиентов. Вряд ли они захотят повторять неудачный опыт.
В потоковом режиме супервизор собирает данные о состоянии очередей на данный момент и проводит анализ с альтернативными значениями. Аудитор ведёт контроль над разговорами по операторам с очередями и оценивает их по выполнению качества обслуживания. На основании аналитических данных звонков прошлого времени, сервисный менеджер строит план нагрузки и смены операторов.
Когда клиент набирает номер какой-либо организации, он рассчитывает быстро получить нужную информацию, решить свои проблемы, а не тратить 15–20 минут на общение с голосовым меню. Для того, чтобы, услышав автоинформатор, клиент не бросил трубку, IVR нужно правильно настроить!
Правила удобной, клиентоориентированной и эффективной системы IVR:
Простота — залог успеха. Одна из наиболее часто встречающихся жалоб на сервисы самообслуживания — обилие не нужных, непонятных пунктов меню, предлагаемых при осуществлении простых операций. Даже если сама организация может обосновать необходимость и удобство каждого из них, но, если, дослушав последний пункт меню, звонящий уже не держит в голове первый и еще не определил нужный ему — пунктов уже много, и они непонятны ему. Если задачу не удается просто и элегантно решить при помощи автоматизированной системы, то наиболее правильное решение — перенаправить ее оператору.
Время — главная ценность клиентов. Клиенты могут позвонить в Call-центр в любое время из любого места — ожидание не должно быть длительным. Ошибкой будет тратить время клиента, заставляя его многократно повторять одно и то же или требовать от него большое объёма информации. Если при решении каких-то проблем сервисы самообслуживания не могут гарантировать приемлемой скорости, необходимо заменить их на личное общение с оператором.
Клиентское обслуживание подразумевает взаимодействие с ним. Следуя инструкциям системы IVR, клиент может захотеть задать уточняющие вопросы, перефразировать мысли. Современные сервисы самообслуживания уже оснащены системами распознавания спонтанной речи, помогающие избегать недопонимания и путаницы.
Правильно сконструированная система IVR, дружественный и интуитивно понятный интерфейс системы самообслуживания и недолгое время ожидания — очень простые по своей сути, недорогие при правильной настройке и крайне важные инструменты для роста лояльности клиентов и повышения конкурентного преимущества.
Вот несколько рекомендаций для этого:
Вам необходимо: